Прием лиц с ОВЗ в школу
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу. Здесь стоит отметить, что совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.
Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ (ст.11 Закона).
Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).
Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки
Свяжитесь с нами через форму обратной связи
Меры поддержки
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Что такое специальные условия обучения?
Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
• использование специальных образовательных программ, методов обучения;
• использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
• предоставление услуг ассистента/тьютера;
• проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
• обеспечение доступа в здание образовательной организации;
• использование дистанционных образовательных технологий;
• предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.
Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).
Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ занимается территориальное ПМПК.
Организация обучения на дому лиц с ОВЗ
Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.
Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.
Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования.
Названные в статье 10 Закона РФ «Об образовании» очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В рамках ФЦП «Доступная среда» в МОУ «СОШ № 18» установлено следующее оборудование:
1. Сенсорная комната (тип 2) в составе:
Настенный лабиринт (треугольной формы)
Балансировочная доска-лабиринт № 4
Балансировочная доска-лабиринт № 1
Световой стол для рисования песком
Тактильно-развивающая панель
Мягкий комплекс
Кресло-лепесток
Вибромузыкальный сухой бассейн
Комплект из двух акриловых зеркал для воздушно-пузырьковой трубки
Набор из четырех клавиш управления
Мягкая платформа для воздушно-пузырьковой трубки
Интерактивная воздушно-пузырьковая трубка
Декоративно-развивающая панель тип 1
Декоративно-развивающая панель тип 2
Лабиринт с пазом в виде цветка (ручной)
Фиброоптический модуль
Интерактивная светозвуковая панель (светодиодная засветка в виде лестницы)
Фиброоптический ковер настенный
Световая анимационная стена
Комплект «Золотой уголок»
Система прожекторов и зеркал для подсветки золотых объемных фигур
2. Пандус