МОУ "СОШ № 18" имени А.А. Полянского
г. Вологда
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Что необходимо подготовить к 1 сентября ученику начальной школы

    1. Ранец с твердой спинкой и мягкими крепкими широкими лямками. Спинка должна быть твердой для того, чтобы ранец не обвисал, как авоська, под тяжестью уложенных в него книг и тетрадей и удерживал спинку ребенка не в сгорбленном состоянии, как у старушки под тряпичным мешком, а в ровном, прямом, как линеечка. Лямки должны быть широкими, так как узкие очень сильно врезаются в плечи ребенка, причиняя ему множество неудобств. Если лямки не будут укреплены специальными простеганными подушечками, то они также буду сильно врезаться в плечики ребенка - а это уже больно. Проверьте, чтобы лямки были прочно вшиты в "тело" ранца - несмотря на свой юный возраст и ангельский вид, даже первоклашка уже через пару дней может предъявить вам ранец, поделенный на "составные части" - отдельно ручка, отдельно лямки, отдельно сам ранец. В случае плохого крепления они могут оторваться даже в тот момент, когда ваш малыш будет самостоятельно надевать свой ранец в школе. Вы видели когда-нибудь, как они это делают? Нет? Тогда поделюсь с вами своими наблюдениями - чтобы надеть ранец, ребенок, как правило, берет его за одну лямку, просовывает в нее одну руку и с размаху закидывает сам ранец на спину. Тут уж может выдержать только очень крепкая строчка и очень надежный шов. Конечно, девочки значительно аккуратнее мальчиков, но не забывайте, что и у юных первоклашек-Мальвин могут появиться свои Пьеро, которые захотят помочь им донести портфель ну хотя бы до выхода со школьного двора, а могут наоборот захотеть закинуть его в завлекательных целях в самый дальний угол класса. Всех испытаний, выпадающих на ранец первоклашки, и не пересказать. Так что надо все же, выбирать не самый красивый, а самый надежный! Ведь именно в нем будет жить "гранит науки" :))
    2. Школьная форма. В школе принято, чтобы мальчики ходили в темных брюках и светлых однотонных рубашках с галстуком. Сверху они по выбору одевают либо жилет, либо пиджак. Девочки ходят либо в сарафанах, либо в юбочках-шотландках и пиджаках, но с неизменной светлой однотонной блузкой или водолазкой – без надписей, стразов и т.д. Никакой однотипности, безликости в этой одежде нет. Наоборот, класс выглядит очень серьезно, стильно, при одном взгляде на детишек чувствуется, что они пришли в школу учиться, а не хвастаться друг перед другом своими нарядами и кошельками своих родителей.
    3. Сменная обувь. При покупке туфелек проверьте, чтобы их подошва не оставляла на полу черных полос - детишки много бегают на переменах и от обуви на черной резиновой подошве на полу остаются ужасные черные полосы (как на мостовой от неудачного водилы-тормозилы). Не давайте детям в качестве сменной обуви тапочки - эта обувь предполагает расслабленное, домашнее настроение, не позволяет ребенку настроиться на учебный, деловой лад.  
    4. Спортивная форма. Занятия физкультурой в теплый осенне-весенний период проводятся на улице на прилегающей к школе территории, а весной и осенью при плохой погоде - в спортивном зале. Ребенку нужен спортивный костюм (курточка и штанишки), белая х\б футболка и легкие кроссовки.  Не покупайте ребенку тяжелые, громоздкие кроссовки - в них ему будет очень тяжело и неудобно бегать по залу - лучше купите легкие, мягкие кеды на резиновой подошве - они хорошо "дышат" и не скользят по полу. Для занятий зимой вашему ребенку будут нужны лыжи с ботинками. Даже не стоит экспериментировать с лыжами, которые одеваются на сапоги, рассуждая при этом, что «пока и так сойдет». Такие лыжи вызовут огромные неудобства у ребенка (через каждые 10 метров сапог будет вылетать из крепления), а также отнимут много времени у учителя, который будет постоянно помогать вашему ребенку. Лыжи должны находиться в чехле и обязательно быть подписанными, также как и  ботинки – во избежание путаницы. Также для физкультуры в зимнее время вашему малышу понадобится короткая куртка и болоньевые (непромокаемые) штаны. В данном случае идеально подойдут комбинезоны для юных лыжников, но можно обойтись и без них.
    5. Мешочек для сменной обуви. Он должен быть достаточно вместительным, потому что в нем должна будет поместиться даже зимняя обувь. Сделайте в его верхней части удобную затяжку из тесьмы, чтобы ребенок мог вешать его на свой крючок в гардеробе.  На боку мешочка нашейте лоскуток с указанием имени, фамилии и класса, в котором учится ваш ребенок. Ту же информацию напишите на подошве каждого ботиночка и сменной обуви, и для занятий физкультурой. Не давайте ребенку в качестве мешка для сменной обуви полиэтиленовых пакетов - он порвет их уже на второй-третий день, а вслед за этим потеряет либо один ботинок, либо сразу оба - на мой взгляд, дешевле сделать раз и навсегда один хороший мешок, чем каждый месяц покупать новую пару обуви. Кстати, сейчас прямо в магазинах канцелярских товаров наряду с ранцами продаются и очень удобные мешочки для обуви из болоньи - они очень легко стираются, а это, согласитесь, немаловажно, и при этом не теряют своей красочности.
    6. Пенал. Сейчас появилось огромное количество всевозможных пеналов. Из всего их многообразия я предлагаю вам выбрать мягкий пенал на двух молниях, состоящий из двух отделений. В первом отделении ребенку надо уложить две синих ручки (основная и запасная) и два твердо-мягких простых карандаша, а так же линейку 10-15 см, ластик и небольшую, но хорошую точилку. Во втором отделении надо разместить набор цветных карандашей. Фломастерами в школе практически не пользуются, поэтому укладывать их в пенал не стоит. Если вам понравится пенал с тремя отделениями, то в третьем отделении полезно разместить запасной набор синих ручек и простых карандашей. Как показывает опыт, синие ручки, ластики и простые карандаши исчезают в недрах класса с такой быстротой и частотой, будто там живет некое чудище, питающееся исключительно этими канцтоварами. На молнию, открывающую вход в отделение с ручками, а потому наиболее часто используемую, можно прикрепить небольшой брелок - он позволяет ребенку не перебирать все молнии в поисках нужного отделения, а сразу открывать то, которое наиболее часто используется. Не советуем покупать пенал с яркой раскраской. Дети еще очень маленькие и им сложно сконцентрировать свое внимание на словах учителя, на записях, сделанных им на школьной доске, когда рядом на столе лежит красочный пенал с изображениями любимых персонажей из мультфильмов и комиксов. Выбирайте пенал неброской расцветки, не отвлекающий внимания.  
    7. Тетради и обложки для тетрадей. Вопрос с тетрадями решается в каждом классе по-разному. Некоторые предпочитают покупать одинаковые тетради, чтобы учителю было проще их проверять и сортировать по цвету, по вариантам и по номерам. В других классах каждый родитель сам покупает своему ребенку те тетради, которые ему нравятся. С дневниками - та же ситуация. Поэтому предложу вам купить лишь пять тетрадей в клеточку и пять в линеечку - даже если они и не пригодятся на занятиях в школе, вы всегда используете их как черновики при занятиях с ребенком дома. А вот насчет обложек можем посоветовать следующее. Покупайте лучше твердые прозрачные обложки. Они, конечно, стоят дороже своих тонких "собратьев", но прослужат они вашему ребенку весь год, а то и два, в т время как тонкие вам придется менять каждую четверть, так как они будут мяться, и тетрадка в них будет приобретать совершенно затрапезный вид. Обложки для учебников покупайте только после того, как получите на руки эти самые учебники и подбирайте каждую обложку. Их типоразмеров развелось сейчас столько, что сказать точно, что купите, то, что подойдет именно на вашу книжку, без "примерки" никак нельзя. 
    8. Акварельные краски медовые 10-12 цветов. Краски должны быть обязательно медовыми - это будет указано на упаковке. Не медовые краски очень плохо ложатся на бумагу, "тянутся" за кисточкой, долго высыхают и не имеют тех сочных, ярких цветов, которые свойственны медовым краскам.
    9. Кисточки беличьи № 1 , № 2 и № 3.
    10. Бумага для акварелей. Не поскупитесь и купите своему ребенку настоящую, хорошую бумагу, которая не покоробится, не пойдет "волнами" под действием акварельных красок. Только на такой бумаге все рисунки вашего ученика станут настоящими крошечными шедеврами. Подойдет и качественный альбом.
    11. Цветная бумага и цветной картон. Бархатная бумага детям не  нужна, так как с ней довольно трудно работать младшим  школьникам  - ее ворсинки липнут к рукам, к ней плохо клеится другая бумага. Разных цветов в пачке должно быть 8-10. 
    12. Ножницы обязательно с закругленными концами.
    13. Клей-карандаш. На цене клея не экономьте, иначе ваш ребенок будет приходить со школы перемазанный липкой субстанцией, которая плохо клеит бумагу, но зато не отстирывается с одежды.  
    14. Пластилин, клееночка-салфетка для занятий с пластилином. Можно купить ребенку пластиковую салфетку, которые в великом множестве и разнообразии продаются на хозяйственных рынках и используются и в качестве подстилочек на туалетных столиках, полочках в ванной, и как подставочки подо что-то на кухне. Эта салфетка достаточно крепкая, плотная, она держит свою форму, не сминается и с нее легко стереть остатки пластилина, а затем вымыть ее теплой водой с мылом. При наличии такой салфетки стол вашего ребенка даже после занятий с пластилином всегда будет чистым. В один пакетик с коробкой пластилина и клееночкой положите и тряпочку для вытирания рук после занятий с пластилином - вы же помните, как быстро пачкаются детские ручки после занятий с этим липким, но очень интересным материалом.
    15. НЕ ПОКУПАЙТЕ заранее:

    - кассы букв и слогов
    - веера с буквами, цифрами, слогами и пр.
    - абак
    - счетные палочки

    Все это - очень специфический материал, и некоторые учителя предпочитают обходиться без него. Лучше спросите свою учительницу о необходимости этих материалов, и только тогда делайте вывод, нужно вам их покупать или нет.
     

    Советы родителям будущих первоклассников:
    - Следует рассказать ребенку, что означает "быть школьником" и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной.
    - Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
    - Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми - на одинаковые.
    - Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
    - Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенность и тревожность.
    - Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
    - Очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему. Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В такой тетради он сможет описывать каждый свой день или хотя бы одно событие. Благодаря этой возможности у ребенка появится опыт размышлений о себе и своей жизни.
     

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Основные показатели готовности ребенка к школе
    Как утверждают детские психологи, готовность ребенка к школе определяется отнюдь не объемом его знаний или наличием навыка чтения.

    1. Одним из ключевых доказательств психологической готовности ребенка к школе является его умение соблюдать определенную инструкцию. Если вы просите малыша что-то сделать, но он не слышит просьбу, или слышит только ее часть, значит пока он не может воспринимать инструкцию. Если же он понял, что вы хотите от него, но не собирается выполнять задание, это также является свидетельством того, что ребенку будет сложно учиться.
    2. Второй показатель готовности к посещению школы – это умение спланировать свою работу. Выполнение любого задания имеет несколько этапов. Это и обдумывание предстоящей деятельности, и поиск решения той или иной задачи, и преодоление трудностей при достижении результата. Если у ребенка возникают сложности с самоорганизацией, значит в школе, особенно на первых порах, ему будет сложно.
    3. Третьим свидетельством готовности к школе считается умение признать ошибку и самостоятельно исправить ее. 
    4. Наконец, четвертым доказательством является умение сосредоточиться. Если малыш не может сфокусировать свое внимание даже на несколько минут, пожалуй, идти в первый класс ему рано.
    5. Кроме того, ученик должен уметь находить контакт со своими сверстниками, чувствовать коллектив, действовать сообща ему на пользу. Без этих навыков первокласснику придется сложно. Впрочем, эти навыки у детей формируются довольно быстро.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Должен ли ваш ребенок уметь читать и писать до школы? Специалисты говорят, что это не обязательно. Более того, в некоторых случаях самостоятельное обучение ребенка чтению и письму в раннем возрасте может ему даже навредить. Итак, что обязательно должен знать и уметь будущий первоклассник?

    • знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи;
    • знать времена года, названия месяцев, дней недели, различать цвета;
    • считать до десяти;
    • увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов;
    • уметь сравнивать группы предметов: «больше, меньше или равно»;
    • объединять предметы в группы по принципу родства;
    • находить в группе предметов лишний;
    • высказывать свое мнение, построив законченное предложение;
    • иметь представление об окружающем мире: о профессиях, предметах живой и неживой природы, правилах поведения в общественных местах;
    • иметь пространственные представления: право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо;
    • легко общаться с другими детьми;
    • выполнять распоряжения старших.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Итак, попытаемся самостоятельно, без помощи специалиста узнать, готов ли ребенок к школе? 
    Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы.
    Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.
    1. Тесты проводятся не все сразу, а в разное время, когда у ребенка хорошее настроение.
    2. Все задания (вопросы) должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.
    3. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется или будет слишком напряжен.
    4. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.
     
    Вопросы:
    1. Оценка базового опыта ребенка
    • Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
    • Был ли малыш в библиотеке?
    • Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
    • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
    • Проявляет ли ребенок, повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
     
    2. Оценка физического развития
    • Хорошо ли ребенок слышит?
    • Хорошо ли он видит?
    • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
    • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
    • Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?
     
    3. Оценка эмоционального развития
    • Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
    • Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
    • Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
    • Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?
     
    4. Оценка речевого развития
    • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
    • Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
    • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
    • Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
    • В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
    • Четко ли ребенок выговаривает слова?
    • Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
     
    5. Оценка умения общаться
    • Включается ли ребенок в игру других детей?
    • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
    • Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
    • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле? 6. Оценка когнитивного развития
    • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
    • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
    • Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
    • Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
    • Может ли ребенок рифмовать слова?
    • Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
    • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

    Подсчет результатов:
    Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению. 
    Если ваши ответы на 20% и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?
     

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
    Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно они становится предметом тестирования, изучения при приеме ребенка в школу.

    Задание для взрослых:
     Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение.
     Материалы наблюдений дадут Вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

     О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют:
    - учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
    - умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
    - развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей:
    •    развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
    •    пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
    •    координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
    •    развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
    •    развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
    •    развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация).
     

    Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:

    1. Легко ли Ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
    2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
    3. Часто ли Ваш ребенок обижается и плачет?
    4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
    5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
    6. Часто ли он участвует в драках?
    7. Как Ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
    8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
    9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
    10. Спокойный ли у него сон?
    11. Есть ли у Вашего ребенка друзья?
    12. Принимают ли его в игру знакомые дети?
    13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?
    14. Умеет ли отстаивать свое мнение?
    15. Есть ли у него трудности с речью?
     Материалы наблюдений дадут Вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник Укажите время Укажите время
    Вторник Укажите время Укажите время
    Среда Укажите время Укажите время
    Четверг Укажите время Укажите время
    Пятница Укажите время Укажите время

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie